Аэрокосмическое общество Украины
Аэрокосмический портал Украины
"Информационно-аналитический центр "Спейс-Информ"
 
В начало     Новости      Аналитика      Право      Магазин      Справочник      О нас
 
  Все новости
   
 
Подведены итоги МАКС-2003
    Леонид Заварский, Константин Лантратов,
    "Коммерсантъ"

    24 августа в подмосковном Жуковском завершил работу 6-й Международный авиакосмический салон МАКС-2003. Став рекордным по числу участников и посетителей, салон добился и максимальной финансовой отдачи, заработав примерно 20 млн дол. Таким образом, МАКС сделался самодостаточным коммерческим мероприятием, мало зависящим от реального состояния отечественного авиапрома.
    Нелетные доходы
    В распоряжение участников МАКС-2003 предоставил 25 павильонов и 54 шале, а также около 100 торговых точек (на МАКС-2001 их было соответственно 20, 46 и 90). В салоне приняли участие 550 фирм из 138 стран (на МАКС-2001 было 420 участников из 104 стран). На смотровых площадках было выставлено 200 самолетов и вертолетов (на МАКС-2001 - 140).
    По словам генерального директора ЗАО "Авиасалон" Игоря Новикова, МАКС-2003 посетили свыше 600 тыс. человек, в том числе около 50 тыс. так называемых бизнес-посетителей. Хотя он избегал обсуждения доходов и расходов организаторов авиасалона, цифры эти далеко не секретны. Подсчитать их, учитывая, что в этом году МАКС не получал бюджетной поддержки, не представляет особого труда.
    Входные билеты стоили 200 руб., а пропуска бизнес-посетителей - 750 руб. Итого на билетах салон заработал 3,3 млн дол. Устроители сдали в аренду 30 тыс. кв. м экспозиционных площадей (по 250 дол за метр плюс 30% за дополнительные услуги - телефоны, освещение и т. д.). В итоге выходит 10 млн дол. Кроме того, сдавались в аренду 52 шале площадью в 4 тыс. кв. м - это еще 2 млн дол.
    На МАКС-2003 было выставлено 200 самолетов и вертолетов. Стоянка одного ЛА стоила 2,5 тыс. дол - в сумме это 0,5 млн дол. Около 1 дол млн дала реклама и еще столько же - спонсорские отчисления, еще 0,8 млн дол дала аренда торговых точек. Кроме того, ежедневная парковка автомобиля стоила 900 руб., или 2500 руб. за парковку на все время салона. Всего за шесть дней салона парковалось около 20 тыс. машин. Это еще 1,5 млн дол. Кроме того, по 500 дол с экспонентов взималось в качестве регистрационного взноса. Таким образом, общая выручка МАКС-2003 составляет около 20 млн дол.
    По данным "Ъ", около 5 млн дол устроители потратили на подготовку к салону павильонов и строительство новых помещений. Расходы на рекламу салона и PR-поддержку (включая федеральные телеканалы) с учетом гонораров агентств оцениваются в 1,5 млн дол. Организационные расходы, включая выступления пилотажных групп, оцениваются еще в 0,5 млн дол. Таким образом, до налогообложения доход организаторов МАКСа составит 13 млн дол. Отметим, что предпоследний салон - МАКС-2001 - впервые за время проведения салонов в Жуковском свел баланс с прибылью, составившей около 1,5 млн дол. Таким образом, МАКС-2003 получил рекордную прибыль.
    По мнению источников в директорате МАКС-2003, нынешняя активность участников связана с тем, что государство за последние три года вернуло аэрокосмическим предприятиям ОПК около 1,5 млрд дол долгов по госзаказу.
    Половина полученной МАКСом прибыли будет инвестирована в развитие устроителя салона - ЛИИ им.Громова. Остальные деньги будут потрачены на подготовку следующего МАКСа, который пройдет в 2005 г.
    Расходы участников состояли из стоимости аренды площадей и всякого рода накладных расходов, включая транспортировку экспонатов, представительские расходы и т. д., что обычно на 60% превышает стоимость аренды. Самые крупные экспозиции были у АВПК "Сухой", НПО "Сатурн" и корпорации "Аэрокосмическое оборудование" (они потратили на МАКС-2003 примерно по 2 млн дол), а также у РСК "МиГ", корпорации "Ильюшин" (совместно с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс") и компании "Технокомплекс" (три последних участника выложили около 1 млн дол каждый).
    По данным источников в оргкомитете салона, в сумме участники МАКС-2003 потратили на участие в салоне около 38 млн дол (часть этих денег пошла на обслуживание выставочных экспонатов).
    Показательные выступления
    Наплыв российских авиафирм, прежде не очень жаловавших своим вниманием Жуковский, экспоненты объясняют по-разному. Представитель АВПК "Сухой" Юрий Черваков заявил, что раньше приоритетным для фирмы было участие в авиасалонах стран, куда она экспортирует боевую технику (например, в Индии и Китае). Однако новые направления деятельности АВПК "Сухой" - гражданские самолеты семейства RRJ, БЛА и углубленная модернизация всей продукции компании - продиктовали необходимость участия в МАКС-2003. "Этого требуют вопросы развития кооперации с российскими и иностранными фирмами, а также поиск новых рынков сбыта",- сказал Черваков.
    По его словам, АВПК провел на салоне переговоры "с главкомом ВВС одной из стран, которая прежде не закупала наши истребители; но теперь есть весьма основательные надежды, что у нас появится новый заказчик".
    Директор "Ильюшин финанс" Александр Рубцов заявил, что совместное участие ИФК и корпорации "Ильюшин" позволило впервые провести презентацию новой авионики лайнеров Ил-96 и новых пассажирских салонов, а также познакомить потенциальных заказчиков с лизинговыми схемами приобретения гражданской АТ. По словам господина Рубцова, "нам также хотелось показать наши объемы недавно заключенных контрактов, которые были одними из крупнейших на салоне".
    Наиболее экзотическим контрактом МАКС-2003 стал подписанный 22 августа между РСК "МиГ" и концерном ЕАДС меморандум о создании на базе перехватчика МиГ-31 ЛА для туристических полетов. По сообщению пресс-секретаря ЕАДС Грегора Курселя, проект "МиГ-Bus" предполагает, что в верхней части фюзеляжа МиГ-31 будет установлена герметичная кабина на 12 пассажиров. Поднявшись на 10 км, самолет перейдет на одну минуту в пике. За это время туристы смогут испытать состояние невесомости. Полет будет стоить около 10 тыс. дол. Сейчас ЕАДС ведет в ОАЭ переговоры с потенциальным инвестором, согласным вложить в проект "МиГ-Bus" 50-100 млн дол.
    Впрочем, надо отметить, что ни один авиасалон, в том числе и МАКС-2003, не является местом, где участники прямо на месте принимают решения и подписывают контракты. Поэтому те сделки, о заключении которых было объявлено на салоне, были подписаны ранее. Просто МАКС-2003 стал удачным поводом еще раз объявить о них деловой общественности.
    Сделки МАКС-2003
    Участники
    Предмет соглашения
    Стоимость сделки
    РСК "МиГ" и авиакомпания "Пулково"Поставка 25 пассажирских самолетов Ту-334
    300 млн дол*
    "Ильюшин финанс", ВАСО и авиакомпания "Волга-Днепр"Соглашение о лизинге шести грузовых самолетов Ил-96-400
    300 млн дол
    КАПО, авиакомпании "Омские авиалинии" и "Авиаст"Поставка восьми Ту-214 в пассажирском и грузовых вариантах
    266 млн дол
    "Ильюшин финанс" и авиакомпания "Трансаэро"Лизинг 10 среднемагистральных Ту-204-300 на 15 лет
    200 млн дол
    "Рособоронэкспорт" и Минобороны ВьетнамаПоставка в 2005 г. 12 ПУ и двух командных пунктов ЗРС С-ЗООПМУ1
    200 млн дол
    РСК "МиГ", Агентство промышленного развития Польши и польский авиазавод "ПЗЛ"Парафирование трехстороннего договора о лицензионном производстве в Польше около 50 УТС МиГ-АТ
    100 млн дол*
    РСК "МиГ" и концерн ЕАДС (владелец 80% акций "Эрбас")Меморандум о создании на базе перехватчика МиГ-31 туристического ЛА
    100 млн дол
    "Рособоронэкспорт", Космические войска РФ и немецкая компания "ОХБ систем"Запуск в течение 2005-2007 гг. с космодрома Плесецк пяти германских спутников радиолокационной разведки SAR-Lupe
    40 млн дол
    Пермский моторостроительный завод и авиакомпания "Волга-Днепр"Покупка девяти двигателей ПС-90 для установки на самолетах Ил-76
    30 млн дол
    НАПО им.Чкалова и авиакомпания "Карпатские международные авиалинии"Лизинг трех пассажирских самолетов Ан-38 сроком на десять лет
    10 млн дол
    УОМЗ и ВВС МалайзииСервисное обслуживание оптико-электронного оборудования 18 МиГ-29 в Малайзии
    7 млн дол*
    НПК "Иркут" и ОКБ им.ЯковлеваПереговоры о слиянии в единую компанию
    750 млн дол**
    *Предварительная стоимость сделки

    **Оценочная стоимость совокупных активов




    .

     
     
     
      Последние новости 12.11.2018: Состоялся первый коммерческий пуск РН Electron
    12.11.2018: Китай к 2025 году запустит еще девять метеоспутников "Фэнъюнь"
    08.11.2018: Китай впервые представил макет базового модуля перспективной космической станции
    08.11.2018: Главу Итальянского космического агентства отправили в отставку





    © Space-Inform,  Kiev, 2001  
     

    При использовании материалов ссылка на "СПЕЙС-ИНФОРМ" обязательна