Головна сторінкаУрядовий портал
 
УКР | ENG | РУС
 
 
 

Аерокосмічний портал України
Нацдержслужби України
Урядова телефонна лінія

Голова ДКА Любомир Сабадош: "Якщо зміниться ситуація з держфінансуванням галузі, інвестор прийде"
 


Інтерв'ю Голови Державного космічного агентства України Любомира Сабадоша агентству "Інтерфакс-Україна".

- Уточните видение нового руководства ГКАУ приоритетов и задач отрасли на ближайшую и среднесрочную перспективу? Входит ли в число приоритетных задач отрасли на ближайшую перспективу старт практической реструктуризации отрасли, закрепленный в принятой прежним руководством стратегии развития отрасли до 2022 года?

- На сегодняшний день у нас есть общегосударственная научно-техническая космическая программа до 2017 года и концепция реализации госполитики в сфере космической деятельности на период до 2032 года, которые утверждены правительством и Верховной Радой, и они не отменены. К сожалению, они не финансируются в полном объеме, и это тенденция: если анализировать, например последние три года, мы все время были недофинансированы. Необходимо отменять эту практику. Сегодня, и мы говорим об этом правительству, для нас крайне важно получить предусмотренное законом, который никто не отменял, госфинансирование отрасли в полном объеме. Правительство рассматривает такие возможности.

Относительно реформирования предприятий отрасли: позиция ГКАУ – этот вопрос назрел, мы работаем над этим, но реформировать нужно под конкретные задачи. Сегодня мы работаем над обновлением концепции, эта работа должна быть завершена в декабре, затем под нее будет сформирована очередная пятилетняя национальная космическая программа до 2022 года. В новых документах будут отражены приоритеты отрасли, на основе которых будут сформированы подходы к реформированию. В зависимости от того, будут ли эти приоритеты определены как государственные, мы сможем понять, кто их будет выполнять: государственный сектор или частный бизнес. Тема акционирования и привлечения капитала, включая внешний, к деятельности наших предприятий имеет перспективу, и мы ищем приемлемую схему, в мире есть примеры.

- Можно ли ожидать изменения подходов правительства к финансированию космической отрасли в 2016 году, учитывая, что в 2015 году из предусмотренных в основном финансовом законе на отрасль 1,88 млрд грн, 80% средств предназначены для обслуживания долговых обязательств по привлеченным ранее на реализацию международных проектов под госгарантии кредитных ресурсов ? На решении каких задач будет сконцентрировано госфинансирование в 2016 году, и в какой степени отражает потребность в госфинансировании сформированный ведомством бюджетный запрос?

- Внесенный ГКАУ в правительство бюджетный запрос на 2016 год, уточняющий действующую государственную космическую программу, закладывает основы для последующей госпрограммы. Если наша украинская позиция в том, что нам нужен обеспеченный комплектующими и материалами новый украинский ракетоноситель, который, по нашим оценкам будет востребован на рынке, новый перспективный ракетный двигатель, не стоит рассчитывать, что за 20 млн грн можно что-то сделать. Ключевой вопрос, как я уже говорил: защищенные позиции бюджета необходимо выполнять. Главное, чтобы государство поняло, что оно имеет: те возможности и потенциал отрасли, а также то, что оно обязано профинансировать. Если изменится ситуация с госфинансированием, инвестор придет. А если государство не верит своим предприятиям, то почему должен поверить инвестор?

- Какие качественные изменения в новых условиях претерпел круг ключевых партнеров Украины по международной, включая научно-производственную, кооперации в космической сфере? Насколько серьезно, по Вашим оценкам, отразился на работе и перспективах развития отрасли разрыв традиционной кооперации с РФ, учитывая, что в общем объеме экспорта отрасли, в течение последних лет, доля РФ составляла порядка 60%?

- В вопросе кооперации с РФ, а на сегодняшний день она сохранена в международных программах мирного освоения космоса, мы исходим из необходимости соблюдения наших международных обязательств. Мы выполняем свои обязательства, и хотим, чтобы российская сторона также выполняла свои. Если нет, значит нужно платить друг другу какие-то компенсации. Возможно, кто-то в РФ обвиняет нас в том, что мы приостановили кооперацию в военных программах, но, вероятно, российским партнерам по кооперации следует учитывать наличие в двусторонних отношениях "территориальных претензий" к Украине с российской стороны, а также военную ситуацию на нашей восточной границе.

В 2015 году российская сторона ограничила нам доступ к материально-техническим ресурсам на 80%, а мы им на 100% не отгрузили РН. Но обязательства по системам управления для РН "Союз", обеспечивающих доставку международных экипажей на МКС, мы выполнили на 80%, хотя РФ и чинила нам препятствия с получением комплектации. В целом, в сравнении с предыдущими годами, объем двусторонней кооперации выполняется сегодня где-то на уровне 15%.

Сложно предсказать, как будут складываться двусторонние экономические отношения с РФ: мы видим это на примере нашей двусторонней промкооперации по РН "Зенит", с которой мы связываем рыночные перспективы, поскольку мы анализировали рынок. Машина хорошая и надежная, и мы планируем работать над новой конфигурацией РН, ее модернизацией. Возможность создания нового легкого украинского ракетоносителя подкреплена наличием хорошего научного и производственного потенциала отрасли.

- Каким Вам видится в новых условиях будущее, играющих немаловажную роль для присутствия Украины на конкурентном мировом рынке пусковых услуг, программ РКК "Днепр" и РКК "Циклон-4"?

- Реализация проекта РКК "Днепр", который обеспечивает выполнение международных обязательств Украины по сокращению и ликвидации стратегических вооружений (СТРТ-1), продолжается, поскольку на сегодняшний день необходимость в утилизации МБР РС-20 (SS-18 по классификации НАТО - ИФ) не отпала. Технологии проекта отработаны, есть смысл продолжать этот проект, пока не будет ликвидирован весь запас этих МБР. Модернизация МБР РC-20 в конверсионную РН "Днепр", обеспеченная украинскими специалистами, решает задачи мирного космоса.

В отношении РКК "Циклон-4": могут сказать, что этот проект не сложился. Но почему? Украина привлекла под его реализацию средства на международном финансовом рынке, предприятия отрасли обеспечили разработку ракетно-космического комплекса, который должен был стать украинским космодромом. Никто не рассчитывал, что его создание будет иметь 10-ти летнюю историю. В этой истории есть свои объективные и субъективные обстоятельства, с субъективными я сейчас пытаюсь разобраться: может, кто-то что-то недоработал? Позиция Бразилии мне не совсем понятна: просто взяли и денонсировали соглашение? Это вопрос. Я думаю нам нужно проанализировать то, что сделано неправильно, чтобы учесть этот опыт в будущем. Сегодня мы ведем переговоры о развитии сотрудничества в космической сфере с Казахстаном и Польшей и должны исключить повторения прошлых недоработок.

- В конце ноября Украину с официальным визитом посетила делегация NASA во главе с замглавы администрации Уильямом Герстенмайером. Может ли Киев рассчитывать на качественное обновление наполнения двусторонней кооперации в космической сфере, учитывая интерес Украины к расширению партнерства по новым направлениям сотрудничества, в том числе, в области ракетного двигателестроения?

- В сентябре в ходе визита в США делегации ГКАУ мы дали американским партнерам четкий сигнал: "Мы хотим видеть украинскую космическую промышленную инфраструктуру партнером в обеспечении программ, которые ведет NASA". И NASA представила нам свои проекты, предложила отработать предложения по сотрудничеству, а мы пригласили американских коллег в Украину для знакомства с технологическими и производственными возможностями отрасли: что мы можем проектировать, и что производить.

В рамках ответного визита делегации NASA в Украину в ноябре мы показали им наши мощности - днепропетровские ГП "КБ "Южное" и ГП "Южный машиностроительный завод им. Макарова", задействованные в международной кооперации по РН Antares, которая имеет рыночные перспективы и обеспечивает в настоящее время выполнение программы NASA по доставке грузов на МКС. Вместе с тем, мы подтвердили американской стороне, что можем обеспечить создание и производство нового двигателя для РН. Разумеется, эта задача решится не завтра, это требует времени: мы говорим пять лет, это много или мало? Но, в любом случае, мы готовы к выполнению совместных программ.

Вывод американской стороны, включая приехавших американских технических специалистов, по итогам визита в Украину: они довольны тем, что увидели, подтверждают наличие потенциала, и будут учитывать расширение возможностей сотрудничества с Украиной в своей космической политике. Это дает нам понимание, что мы можем рассчитывать на дальнейшее партнерство с NASA. По итогам визита NASA также предложила нам участие в научных экспериментах на МКС.

- В одном из своих интервью Вы говорили о возможности обретения "нового дыхания" реализуемой совместно с США программы Sea Launch, при условии, что партнерам по проекту удастся договориться. Насколько, на Ваш взгляд, высока вероятность продажи морского космодрома Sea Launch Китаю? Как известно, летом компания-оператор проекта Sea Launch AG сообщила о ведущихся с правительством КНР переговорах по данному поводу.

- В некоторой степени мои ожидания по проекту Sea Launch обусловлены успешной реализацией международной кооперации по РН Antares, имеющей схожий состав участников. В ходе визита в США мы обсуждали этот вопрос с Boeing. Позиция американской стороны: необходимо навести порядок в формировании экономики проекта. Мы проанализировали недостатки, нашли возможности обеспечить удешевление проекта по компонентам, которые производятся в Украине.

И Boeing, и Sea Launch, и РКК "Энергия" – все имеют свою позицию по проекту, но на сегодняшний день никто не сказал, что эта программа – "перевернутая страница". Все понимают, что РН "Зенит" – это проверенные технологии. Однако на сегодняшний день есть сомнения по политической составляющей партнерства. Хотя РФ сегодня снизила стоимость пусковых услуг на РН "Протон", РН "Зенит" все равно остается конкурентоспособным ракетоносителем. Мы тоже понимаем, что решение РФ по РН "Протон" является экономически необоснованным, но это уже их вопрос.

- Как известно, КБЮ приняло участие в объявленном летом тендере ВВС США на замену российских РД-180 для американской РН Atlas 5. Готова ли Украина к созданию совместного производства новых двигателей на территории США? От каких факторов, на Ваш взгляд, главным образом, зависит реализация потенциала двустороннего партнерства?

- Этот вопрос (по тендеру-ИФ), в рамках этого визита мы не рассматривали…Пока мы определили направления для сотрудничества: ракетостроение, технологии и испытательные центры для новых разработок. Если оценивать техническую составляющую потенциального сотрудничества, то для того, чтобы принять решение о создании производства, и нам и американской стороне, необходимо получить двигатель и провести его испытания в Украине. Я думаю, что наша новая Общенациональная целевая научно-техническая космическая программа на период до 2022 года должна предусматривать средства на эти цели. Хотя бы небольшие средства должны быть предусмотрены уже в действующей космической программе до 2017 года, которую мы сегодня пересматриваем.

Если присутствие Украины на мировом космическом рынке – это действительно государственная стратегия, то необходимо начать, хотя бы частично финансировать из бюджета создание новых разработок, а уже затем привлекать на их развитие кредитные ресурсы и инвестиции, как это делают во всем мире. А если мы сами ничего не вкладываем, а только рассчитываем на инвестиции ? Я верю, что это понимание найдет отражение в новом бюджете. И в правительстве, и в Министерстве финансов к этой ситуации, как мне показалось, отнеслись с пониманием.

- Будет ли отражена в основном финансовом законе страны на будущий год задача по участию предприятий отрасли в перевооружении ВСУ и обеспечении армии неядерным оружием сдерживания, а также новыми образцами реактивного ракетного вооружения? Как известно, в начале года КБ "Южное" подписало соглашение с госконцерном "Укроборонпром" о сотрудничестве в создании нового реактивного ракетного вооружения.

-Могу лишь сказать, что без четкой позиции на уровне вы?шего руководства государства для ГКАУ рассматривать этот вопрос беспредметно. Моя позиция: у отрасли есть первоочередные задачи, но мы также можем использовать наши возможности в приоритетном порядке в связи со сложившейся ситуацией. Поставьте нам такую задачу. Пока мы ее не получили. Вместе с тем, у предприятий отрасли есть обязательства в рамках международного сотрудничества.


Интерфакс-Украина, 11.12.2015.

 
09/10/2018: День відкритих дверей в Національному центрі аерокосмічної освіти молоді імені О.М.Макарова

09/07/2018: Уряд затвердив Концепцію Загальнодержавної цільової науково-технічної космічної програми України на 2018—2022 роки

08/31/2018: 27 років космічної держави України

08/23/2018: З Днем Незалежності України!

08/23/2018: Прес-реліз щодо запуску ракети-носія Vega