Главная страницаПравительственный портал
 
УКР | ENG | РУС
 
 
 

Аерокосмічний портал України
Нацдержслужби України
Урядова телефонна лінія

Космический корабль Украины в бурлящем океане проблем земных. Интервью главы ГКАУ Павла Дегтяренко газете "2000"
 

Вадим Фельдман,

Газета "2000", №50(846) 15—21 декабря 2017 г.

У штурвала — новый капитан

Для начала с удовольствием познакомлю читателей «2000» с Павлом Дегтяренко. Он родился 6 сентября 1962 г. в Смеле Черкасской обл. В 1985-м окончил машиностроительный факультет Ленинградского механического института (инженер-механик по специальности «Производство летательных аппаратов»). После вуза с 1985-го по 2017 г. работал в конструкторском бюро «Южное» им. М. Янгеля, где прошел путь от рядового инженера-конструктора до главного конструктора и начальника КБ-1, занимающегося системным проектированием ракет и ракетных комплексов.

Павел Глебович участвовал в разработке, наземной экспериментальной отработке и летных испытаниях боевых блоков стратегических ракетных комплексов 15А18 и 15А18М. Затем занимался реализацией разработок, испытаний и практического применения космических ракет-носителей «Зенит» и «Днепр», отработкой создаваемых в КБ «Южное» ракет-носителей «Циклон-4» и «Циклон-4М», перспективного семейства ракет-носителей «Маяк», основной конструкции первой ступени для ракеты-носителя «Антарес», проектированием другой ракетно-космической техники, а также наземных транспортных средств гражданского назначения.

Член-корреспондент Международной академии астронавтики. Заслуженный машиностроитель Украины. Летом 2017-го Павел Дегтяренко победил в правительством открытом конкурсе, в котором участвовали десять претендентов на должность председателя ГКАУ, и уже четвертый месяц (с 31 августа с. г.) возглавляет Государственное космическое агентство Украины.

Предстоят реформы и коррекция курса

— В последнее время и в СМИ, и в среде т. н. экспертного сообщества постоянно муссируется тезис, мол, космическая страница в истории Украины уже закрыта. Поэтому нам очень важно узнать ваше мнение о том состоянии, в котором ныне находится отечественная космическая отрасль. Какой должна быть государственная стратегия ее реформирования и дальнейшего развития, чтобы Украина действительно не потеряла статус космической державы?

— Говорить о том, что Украина может потерять статус космической державы нет абсолютно никаких оснований. Напомню, что долгосрочный документ «Концепция реализации государственной политики в сфере космической деятельности на период до 2032 года» был в свое время одобрен правительством — распоряжением Кабинета Министров от 30 марта 2011 г. №238-р. А сейчас ГКАУ начало согласование с министерствами, ведомствами и общественностью новой редакции этой концепции, которая будет отвечать вызовам и требованиям современности, первоочередным задачам государства и его приоритетам.

Более того, по заданию премьер-министра Владимира Гройсмана ГКАУ вместе со входящими в его систему предприятиями начало разработку и формулировку ключевых принципов, на которых будет строиться стратегия развития космической отрасли страны.

Прежде всего хотелось бы отметить, что главным источником поступлений финансовых средств на предприятия этой отрасли должен быть мировой рынок. И именно за счет таких поступлений будет в основном обеспечиваться развитие отечественной космической отрасли, обновление и дооснащение ее предприятий, а также решение части проблем импортозамещения. Государство же должно обеспечивать финансирование реализации исключительно тех заданий и проектов, которые отвечают государственным интересам на национальном и международном уровнях и имеют практическую отдачу для экономики нашей страны.

Реформирование организационной структуры космической отрасли Украины будет осуществляться в соответствии с сегодняшними рыночными требованиями — с тем, чтобы концентрировать сильные стороны предприятий отрасли на основе реализации профильных направлений их деятельности.

Рассматриваются перспективы создания мощных вертикально интегрированных объединений — с целью достижения большей эффективности предприятий, оптимизации управления и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Главное — создать предприятиям космической отрасли Украины условия для равноправного и эффективного взаимодействия с зарубежными партнерами в рамках международных проектов и одновременно для развития своего научно-технического потенциала и освоения передовых технологий, чтобы иметь возможности выполнять задачи, которые поставит государство.

Перспективы шестой программы

— За время существования Национального (затем Государственного) космического агентства Украины (с 1992 г.) отрасль последовательно реализовывала пять общегосударственных космических программ.

К сожалению, некоторые задания пятой программы (2013—2017 гг.) не были выполнены. Прежде всего из-за сложной экономической ситуации в стране и явно недостаточного госбюджетного финансирования. Насколько мне известно, за пять лет по этой программе, в сравнении с утвержденными суммами, было недодано в общей сложности несколько сотен миллионов гривен.

Срыв заданий, как известно, стал также следствием форсмажорных обстоятельств. Среди них, например, утрата Украиной уникальных объектов расположенного близ Евпатории Национального центра управления и испытаний космических средств — вследствие аннексии Крыма. Необходимо сказать и о денонсации в 2015—2016 гг. Бразилией заключенного в 2003-м украинско-бразильского договора о долгосрочном сотрудничестве в космической сфере, в соответствии с которым предусматривалось использование бразильского космодрома Алкантара для запусков украинских ракет-носителей с различными космическими аппаратами, а в нашей стране для этих целей создавалась ракета «Циклон-4».

Однако сейчас обоснованную тревогу вызывает и то, что до конца года (когда завершается срок действующей пятой Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины) остаются считанные недели, а следующая — шестая — космическая программа не только не представлена в правительство на рассмотрение и в ВР на утверждение, но и, если не ошибаюсь, до сих пор не разработана.

И это при том, что ее должны были сформировать еще при предыдущих руководителях ГКАУ — Любомире Сабадоше и Юрии Радченко. А ведь отсутствие такой утвержденной программы может не только существенно затруднить координацию деятельности структур отечественной космической отрасли, но и чревато опасностью осложнения госбюджетного финансирования космической деятельности в нашей стране.

Как же предполагается найти выход из такой ситуации? И что в этом направлении намерено предпринимать Государственное космическое агентство Украины?

— Научно-технический, интеллектуальный и промышленный потенциал Украины в сфере космической деятельности очень велик и имеет необходимые предпосылки для дальнейшего роста. Безусловно, продолжающиеся военные действия на востоке требуют концентрации всех ресурсов и особого внимания со стороны государства. Но для руководства страны космическая деятельность остается среди приоритетных направлений технологического и инновационного развития Украины и повышения уровня ее обороноспособности, учитывая стратегический характер задач, решаемых предприятиями космической отрасли. И поэтому шестая Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа обязательно будет сформирована и утверждена.

Но для того, чтобы эта программа стала действенной, нужно сначала сформулировать и утвердить «Космическую политику Украины», где следует отметить цели и определить приоритеты, а также разработать «Стратегию развития космической отрасли», которая будет служить «дорожной картой» на пути к достижению этих целей и приоритетов. Именно такой системный подход позволит избежать распыления средств, которые государство может выделить на реализацию государственных интересов в космической сфере. Над этим и работает сейчас ГКАУ совместно с нашими предприятиями, учеными отраслевых и академических институтов и другими неравнодушными к будущему отечественной космической отрасли.

В то же время правительство Украины вместе с ГКАУ решает вопросы финансирования первоочередных задач, что сможет дать конкретные результаты уже в ближайшей перспективе.

В фокусе внимания — приоритеты

— Какие направления космической деятельности вы считаете наиболее приоритетными ныне для Украины (принимая во внимание сложные экономические, политические, организационные, финансовые и прочие реалии в нашей стране)?

— Одно из наиболее значимых направлений — разработка и создание космических ракет-носителей разного класса и основанных на них современных ракетно-космических комплексов. Ведь развитие этого направления должно помочь Украине (не имеющей, как известно, собственного космодрома) получить необходимый уровень свободного доступа в космос, к мировому рынку космических услуг и конкурентным ценам, а это в свою очередь позволит успешно выполнять задачи, поставленные государством перед отраслью.

Еще одно приоритетное направление — создание космических аппаратов различного назначения и наземной инфраструктуры для их эксплуатации. Благодаря таким космическим аппаратам, выводимым на околоземные орбиты, Украина будет способна обеспечить все основные потребности страны как в дистанционном зондировании Земли с космоса, так и в оперативном и независимом доступе к собственным системам спутниковой информации и связи.

Например, большие аграрные компании в нашей стране продолжительное время пользуются спутниковыми снимками тех или иных территорий, но покупают их у иностранных поставщиков, в то время как мы, при условии наличия работающих на орбитах космических аппаратов, сможем обеспечивать украинских аграриев нашей собственной информационной продукцией такого назначения.

Аналогичные данные необходимы также для нефтегазовой отрасли, картографии, экологии, градостроительной сферы и т. д. Кроме того, в рамках этого направления космическая отрасль Украины сможет в перспективе обеспечить страну необходимой навигационной информацией и соответствующей инфраструктурой для ее использования, собственной спутниковой связью и интернетом, спутниковым телевидением и радиовещанием.

Иными словами, от развития этого направления, от создания собственных космических аппаратов Украина будет иметь экономическую выгоду.

К приоритетным относится и создание собственных ракетных двигателей, которые необходимы для реализации проектов по создаваемым в Украине ракетам-носителям (чтобы уменьшить зависимость от импорта). Такие двигатели могут выступать и как отдельная экспортируемая продукция, имеющая большой спрос на мировом рынке.

Среди актуальных задач, стоящих перед отечественной космической отраслью, — создание различных типов современной оборонной техники, которая необходима нашему государству и прежде всего Вооруженным силам.

Хотелось бы подчеркнуть и приоритетность расширения и углубления международного партнерства в космической деятельности, осуществляемой на взаимовыгодных условиях, в том числе и наше участие в инициативах и программах Европейского Союза, Европейского космического агентства и различных стран, укрепление научно-технического сотрудничества с ними.

Реализация всех этих направлений невозможна без тесного и плодотворного взаимодействия с институтами и другими организациями Национальной академии наук Украины, вузами системы Министерства образования и науки, прочими министерствами и ведомствами страны.

Без производственной кооперации с Россией

— Из-за произошедших в последние несколько лет в украинско-российских отношениях резко негативных изменений было свернуто сотрудничество двух стран в космической сфере. В том числе были разорваны давние многочисленные связи между предприятиями соответствующих отраслей Украины и России по производственной кооперации.

Это привело, с одной стороны, к необходимости реализации в нашей стране актуальных мер по импортозамещению различных комплектующих к производимой в Украине ракетно-космической технике, ранее поставлявшихся из России, а с другой — к вынужденному поиску рядом украинских предприятий космической отрасли новых заказчиков для своей продукции — вместо прежних российских.

В связи с этим хотелось бы узнать: как осуществляется ныне импортозамещение (вместо поставлявшихся из России агрегатов, систем, аппаратуры к ракетно-космической технике)?

И как сейчас обстоят дела с загрузкой производственных мощностей таких предприятий, как столичные «Киевприбор» и «Арсенал», харьковские «Коммунар» и «Хартрон» и ряда других, ранее в течение многих лет поставлявших значительную часть своей продукции в Россию по производственной кооперации для ракет-носителей «Союз», «Протон» и др.?

— Государственное космическое агентство Украины и предприятия отрасли активно работают над снижением доли импорта комплектующих к производимой в нашей стране ракетно-космической технике — прежде всего для замены того, что поступало из России, аналогичной по назначению высокотехнологичной продукцией отечественного производства, в том числе с использованием разработок украинских академических и отраслевых институтов. А в случаях, когда импорт комплектующих экономически выгоден и технически целесообразен, приобретаются те или иные изделия у зарубежных (не российских) поставщиков.

На сегодняшний день предприятия космической отрасли Украины полностью прекратили сотрудничество с предприятиями России в сферах продукции военного и двойного назначения. Что же касается загрузки производственных мощностей на входящих в космическую отрасль Украины государственном предприятии ПО «Киевприбор», казенном предприятии специального приборостроения «Арсенал», государственном научно-производственном предприятии «Объединение Коммунар», акционерном обществе «Хартрон», то следует констатировать, что упомянутые события последних трех лет, конечно же, повлияли на их деятельность. А из-за несвоевременной переориентации на мировой рынок ряд ведущих предприятий нашей отрасли оказались в сложном финансовом состоянии.

Тем не менее, несмотря на упомянутые негативные факторы, ситуацию в отрасли необходимо и возможно стабилизировать, для чего есть предпосылки.

Так, в 2016-м объемы производства товарной продукции предприятиями космической отрасли Украины возросли по сравнению с предыдущим годом на 25%, а в 2017-м темпы роста объемов производства и реализации их продукции увеличились, причем 51,5% ее направлено на экспорт. Изменилась и географическая структура экспорта: более чем втрое возросли его объемы в страны Европейского Союза, в США и некоторые другие страны, что составило 93% общей суммы экспорта продукции космической отрасли Украины.

Удалось сделать уверенные шаги в направлении переориентации на новые рынки сбыта. Например, предприятие «Объединение Коммунар» обеспечило увеличение объемов производства продукции за счет развития дополнительных сфер сотрудничества. ПО «Киевприбор» осваивает новые виды продукции для отрасли связи. А «Арсенал» развивает сотрудничество с иностранными партнерами.

С учетом этих факторов активизация деятельности украинских предприятий космической отрасли как на внутреннем, так и на мировом рынке остается одной из наших основных задач по повышению уровня использования имеющегося потенциала.

«Либідь» все еще в Железногорске...

— В течение нескольких лет неоднократно откладывался, а затем и вовсе завис без каких-либо подвижек планировавшийся запуск на геостационарную орбиту первого украинского телекоммуникационного космического аппарата «Либідь» для начала формирования национальной системы спутниковой связи. Он создан по заказу нашей страны канадской компанией MacDonald, Dettwiler and Associates Corporation (MDA) и российским акционерным обществом «Информационные спутниковые системы» (ИСС) им. академика М.Решетнева в Железногорске (Красноярский край). Но «Либідь» вместо того, чтобы отправиться на космодром, а оттуда — на околоземную орбиту, до сих пор находится в Железногорске.

Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию? Делаются ли в Украине какие-то шаги для решения этой проблемы? Изысканы ли украинской стороной финансовые средства, необходимые для оплаты MDA и ИИС за выполненные ими работы по космическому аппарату «Либідь» и на другие операции (перевозка на космодром, запуск и т.д.)?

Наконец, есть ли вообще шанс вывести этот спутник в космос и когда это может произойти?

— Реализация проекта создания первого украинского телекоммуникационного спутника «Либідь» продолжается.

Правительство Украины 4 октября 2017 г. приняло распоряжение № 729, которое должно помочь преодолеть негативные последствия форсмажорных обстоятельств по наземному сегменту спутниковой системы связи, созданному Украиной на территории Автономной Республики Крым, аннексированной Россией.

ГКАУ ныне предпринимает меры, направленные на возвращение MDA к работам по проекту «Либідь».

Надо будет сделать все необходимое для того, чтобы уже во второй половине 2018-го Украина получила собственный спутник связи на околоземной орбите.

Заработает ли снова «Морской старт»?

— Известно, что Россия — через свою ракетно-космическую корпорацию «Энергия» (с ее дочерними структурами), владевшая крупнейшей долей в международной компании Sea Launch («Морской старт»), по сути заморозила дальнейшую реализацию этого проекта, в котором в течение ряда лет (с 1999 г.) с участием предприятий и компаний четырех стран (США, Украины, России, Норвегии) использовались трехступенчатые ракеты-носители «Зенит-3SL». Их первая и вторая ступени были разработаны в Украине КБ «Южное», а изготавливались они тоже в нашей стране на ПО «Южный машиностроительный завод».

Эти «Зениты» (с космическими аппаратами разного назначения, принадлежащие разным странам) запускали с плавучего космодрома — самоходной платформы Odyssey («Одиссей»), которая вместе со сборочно-командным судном Sea Launch в моменты старта ракет-носителей находилась в Тихом океане в определенной точке на экваторе.

Есть ли в этой непростой ситуации надежда на возобновление функционирования «Морского старта»? Причем в прессе сообщалось, что ПО «Южный машиностроительный завод» вроде бы заключило контракт на поставку ракет-носителей «Зенит-3SL» с новым собственником Sea Launch — компанией S7.

Но в то же время российские СМИ пишут, что плавучая платформа «Одиссей» будет переоборудоваться под использование российских ракет-носителей. Какова же ситуация на самом деле?

— «Морской старт» — это действительно проект ХХІ в. Украина имеет прямое отношение к принятию решения о продолжении его эксплуатации. Как следствие — проект Sea Launch был сохранен, и на сегодня ПО «Южный машиностроительный завод» заключило с компанией S7 Group контракт на изготовление двух ракет-носителей «Зенит».

Прогнозировать же, что будет происходить с проектом Sea Launch в долгосрочной перспективе, довольно трудно. Считаю, что только когда сделка о покупке проекта «Морской старт» компанией S7 Group будет окончательно заключена и будут получены все необходимые разрешения на дальнейшее функционирование проекта на территории США, мы сможем более уверенно прогнозировать его дальнейшую судьбу. Но хотел бы отметить, что мы заинтересованы в возвращении проекта «Морской старт» на рынок пусковых услуг.

«Циклон-4М» — преемник «Циклона-4»

— Весной 2017-го в некоторых отечественных и зарубежных СМИ появились сообщения о том, что канадская аэрокосмическая компания Maritime Launch Services (MLS) выбрала возможное место для строительства стартового комплекса (это, как ожидается, будет Кансо-Хейзел Хилл на Атлантическом побережье Канады — в округе Гайсборо провинции Новая Шотландия), с которого предполагается запускать модернизированные украинские ракеты-носители «Циклон-4М».

При этом, как утверждал исполнительный директор компании MLS Джон Айселл, «Циклон-4М» будет отличаться, в частности, первой ступенью от ракеты «Циклон-4», которая создавалась в Украине для запусков таких космических носителей с бразильского космодрома Алкантара.

Поскольку вы, Павел Глебович, до назначения на должность председателя ГКАУ работали в КБ «Южное» главным конструктором и начальником КБ-1 по системному проектированию ракет и ракетных комплексов, то, очевидно, вам хорошо известны все нюансы по «Циклону-4М» и возможным перспективам этой модернизированной ракеты-носителя?

— Проект «Циклон-4М» в Канаде является чисто коммерческим. Он предусматривает двухступенчатую конфигурацию ракеты-носителя, базирующуюся на инициативных наработках КБ «Южное», которые предполагают использование ряда разработок, полученных ранее в ходе реализации проекта «Циклон-4».

В частности, предполагается создание второй ступени ракеты-носителя «Циклон-4М», построенной на основе третьей ступени ракеты-носителя «Циклон-4» и головного блока ракетного комплекса «Циклон-4».

Разработка модернизированной ракеты-носителя «Циклон-4М» базируется на максимальном использовании существующих двигателей — в первую очередь ракетного двигателя РД-861К, которым планировалось оснастить третью ступень ракеты-носителя «Циклон-4».

Такой подход позволит использовать в «Циклоне-4М» агрегаты и узлы, производство которых уже налажено или же в кратчайшие сроки может быть налажено на существующих мощностях ПО «Южный машиностроительный завод».

Учитывая коммерческий характер проекта, он не предусматривает государственного финансирования ни со стороны Украины, ни со стороны Канады. Однако его реализация потребует организационной и административной поддержки со стороны ГКАУ и других органов госвласти нашей страны.

Конфликт исчерпан

— Один из ваших предшественников на посту председателя ГКАУ Любомир Сабадош, возглавлявший агентство чуть меньше года (с августа 2015-го по июль 2016-го), развязал острый конфликт с гендиректором и генконструктором КБ «Южное», академиком Национальной академии наук Украины и Международной академии астронавтики Александром Дегтяревым.

При этом Сабадош добился того, что Дегтярев был лишен статуса генерального директора. Что изменилось с тех пор? Имела ли та история продолжение? А если завершилась, то чем?

— К деятельности любого предприятия можно найти претензии: как говорится, нет предела совершенству. Но я считаю, что претензии к руководству КБ «Южное», выдвинутые Любомиром Сабадошем, были необъективными и предвзятыми. Убежден, что руководитель ГКАУ должен в первую очередь оставаться объективным в своих выводах и оперировать только фактами, а не домыслами и слухами. Факты же говорят о том, что КБ «Южное» — наиболее успешное предприятие космической отрасли Украины. Оно по результатам анализа работы сектора госпредприятий за 2016 г. вошло в первую пятерку самых прибыльных госкомпаний нашей страны.

Результаты же расследований, проведенных Генеральной прокуратурой и Службой безопасности, показали, что обвинения, выдвинутые Любомиром Сабадошем в адрес Александра Дегтярева, были тенденциозными и надуманными.

А осенью нынешнего года академик Александр Викторович Дегтярев вновь был назначен руководителем КБ «Южное» — в статусе исполняющего обязанности гендиректора.

И государственные, и частные: горизонты партнерства

— В разных странах все более активно заявляют о себе частные компании, работающие в сфере космической деятельности и нередко оказывающиеся более успешными, чем госструктуры (одним из таких примеров может служить, скажем, Илон Маск в США с его возвращаемой первой ступенью ракет-носителей). Что вы можете сказать о перспективах развития государственно-частного партнерства в работах космической направленности в нашей стране?

— Ведущие предприятия космической отрасли Украины длительное время активно работают на мировом рынке. И именно на коммерческих принципах строится взаимодействие украинских государственных компаний, функционирующих в этой отрасли, с частными зарубежными компаниями. Поэтому на международном уровне при совместных работах с иностранными компаниями принципы государственно-частного партнерства в космической сфере Украины уже давно применяются. Яркий пример — проект «Антарес».

В рамках этого проекта государственное КБ «Южное» им. М.Янгеля разработало, а государственное ПО «Южный машиностроительный завод» имени А.Макарова» производит и поставляет основные конструкции первой ступени ракеты-носителя «Антарес» по заказу частной американской компании Orbital, которая в свою очередь предоставляет такой государственной организации США, как NASA, услуги по выведению — с помощью ракет-носителей «Антарес» — полезной нагрузки к Международной космической станции (МКС).

На национальном уровне в Украине внедрение инструментов поощрения государственно-частного партнерства в нашей сфере является одной из задач ГКАУ, и к этому нужно продвигаться.

Здесь необходимо понимать, что появление частных компаний в космической деятельности — в первую очередь в США — тоже проходило с поддержкой со стороны государства и частичным государственным финансированием. Однако основным фактором возникновения делового интереса частного сектора к космической деятельности служило появление в стране внутреннего рынка, на котором главным заказчиком космической продукции и услуг выступает опять-таки государство. И именно за госзаказы сегодня идет — причем на прозрачных и конкурентных началах — основное соперничество между частными компаниями.

Поэтому в космической сфере полноценно действующее государственно-частное партнерство является достаточно сложным и многофакторным вопросом. В Украине должен сформироваться стратегический бизнес-интерес к космической деятельности со стороны частного сектора. Причем такой интерес может возникнуть только у тех потенциальных инвесторов, у которых есть понимание и заинтересованность в развитии космической деятельности, являющейся профильной для предприятий.

К сожалению, сегодня в Украине чаще наблюдается интерес бизнесменов лишь к объектам инфраструктуры и земельным участкам, на которых находятся предприятия космической отрасли. А это — пагубный путь к ее упадку и постепенному уничтожению.

Однако ГКАУ понимает эффективность такого инструмента стимулирования космической деятельности в Украине, как государственно-частное партнерство, и мы намерены постепенно нарабатывать комплекс мероприятий, которые будут способны обеспечить в стране благоприятные условия для развития такого партнерства на национальном уровне — с учетом международного опыта.

Не только ракеты

— В книге «Призваны временем», вышедшей в 2009 г. в Днепропетровске и посвященной многогранной деятельности КБ «Южное», в разделе «Пассажирский транспорт» упоминается, что в 1991 году вас назначили ведущим конструктором по теме «Троллейбус».

Не является ли подобное «приземленное» применение кадрового и интеллектуального потенциала творцов ракетной и ракетно-космической техники нерациональным его использованием?

— В самом начале 90-х гг. запросы Министерства обороны СССР на ракетную технику (составлявшую до этого около 90% всего портфеля заказов в КБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод») резко сократились, а после распада СССР и вовсе были прекращены.

В связи с такой ситуацией возникла необходимость в том, чтобы на время активного поиска профильных (ракетно-космических) заказов за пределами нашей страны и формирования космической отрасли в Украине сберечь кадровый потенциал и высокие интеллектуальные возможности коллективов КБ «Южное» и «Южмаша».

Поэтому из конверсионных тем, предложенных Кабмином, были выбраны наиболее наукоемкие, в том числе троллейбусы, автобусы, техника для ветроэлектростанций. Такие работы не приносили прибыли, но позволяли хотя бы частично загрузить интеллектуальный потенциал и производственные мощности этих двух государственных предприятий.

Если же говорить конкретно о тогдашней «троллейбусной» тематике, то за 12 лет мы прошли путь от первых конструкций до машин, за которые и сейчас не стыдно ни перед электротранспортниками, ни перед пассажирами троллейбусов.

А параллельно за те же годы КБ «Южное» и «Южмаш» нашли новых партнеров на внешних рынках, и наши ученые, конструкторы, инженеры-технологи и другие специалисты смогли вновь заняться своим основным делом — разработкой и производством ракетно-космической техники, которая по многим параметрам находится на передовых позициях в мире.

Поэтому сейчас, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что то решение о переходе на создание наземной транспортной техники — как временная мера для сохранения кадрового и интеллектуального потенциала — полностью себя оправдало.

 
11/26/2018: Колегія Державного космічного агентства України підвела підсумки діяльності підприємств галузі за 9 місяців 2018 року

11/21/2018: Відбувся успішний пуск ракети-носія «Вега»

11/19/2018: Відбувся успішний пуск ракети-носія «Антарес»