Головна сторінкаУрядовий портал
 
УКР | ENG | РУС
 
 
 

Аерокосмічний портал України
Нацдержслужби України
Урядова телефонна лінія

Чому українці не літають. Хто може стати другим українським космонавтом
 


Журнал "Фокус" з'ясував, чому космос підкорюють в основному американці, японці і росіяни і хто може стати наступним українцем, який побачить Землю в ілюмінаторі

Дарья Тарасова,
"Фокус", 15.02.12018.


Ушедший из жизни Леонид Каденюк был первым и единственным космонавтом независимой Украины. Благодаря ему в ноябре 1997 года в открытом космосе на борту американского шаттла "Колумбия" прозвучал украинский гимн.

Несмотря на статус космического государства, с тех пор больше ни один гражданин нашей страны не участвовал в подобных экспедициях.

Космический успех

Лётчик-испытатель Леонид Каденюк полетел в космос во времена президентства Леонида Кучмы. И это не случайное стечение обстоятельств. Придя в политику из космической отрасли, второй президент Украины сделал её одним из национальных приоритетов. Видимо, попытка чего-то добиться в космосе должна была компенсировать в глазах избирателей и международных партнёров отсутствие достижений космических масштабов в экономике.

Леонид Кучма лично договорился с президентом США Биллом Клинтоном о том, чтобы американцы приняли на борт гражданина нашей страны. У молодого украинского государства денег не было, и США взяли все расходы на себя. Это был жест доброй воли. Мир с интересом присматривался к независимой Украине, а украинская власть пыталась продемонстрировать свои возможности.

На протяжении двух недель в космосе Леонид Каденюк выполнял функции учёного-биолога. Вместе с экипажем проводил эксперименты с тремя видами растений: репой, соей и мхом. Космонавты должны были выяснить, как состояние невесомости влияет на рост и развитие этих растений.

В Государственном космическом агентстве Украины (ГКАУ) Фокусу рассказали, что после полёта Каденюка было ещё несколько безрезультатных попыток отправить украинца на орбиту тем же способом, то есть на чужом шаттле. Другие государства больше не хотят оплачивать участие нашей страны в подобных проектах. Да и после Леонида Кучмы интерес украинских президентов к космической отрасли существенно спал. Например, Виктор Янукович за всё своё президентство лишь раз встретился с представителями Космического агентства, а Пётр Порошенко — ни разу.

Денег нет

Космический потенциал нашей страны, на первый взгляд, огромен. Украина подарила миру основоположника практической космонавтики Сергея Королёва и более двадцати космонавтов. Украинские конструкторы принимали участие в создании орбитального корабля-ракетоплана "Буран". Самый большой и мощный в мире самолёт — Ан-225 "Мрія", сделанный специально для транспортировки "Бурана", был построен на киевском заводе им. Антонова. Так что же мешает Украине создать собственный космодром? Или по крайней мере принять участие в каком-нибудь международном проекте?

Ответ прост до неприличия: ассигнований нет. В бюджете на 2018 год Космическому агентству выделено около 3 млрд грн, однако реально ведомство получит не более 79 млн грн. Для сравнения: бюджет Роскосмоса — около $5 млрд, НАСА — примерно $19 млрд (данные на 2018 год). Запуск шаттла обходится в $1 млрд. К этой сумме надо прибавить расходы на изготовление корабля и ракеты-носителя, на топливо, на подготовку персонала и так далее.

"В мире всего три страны могут себе позволить пилотируемую космонавтику — США, Россия и Китай. Больше никто. Как бы мы с вами ни старались, у нас ничего не получится, потому что у государства нет на это средств", — говорит помощник генерального директора ГКАУ Эдуард Кузнецов. К тому же в Украине нет собственного космодрома и мы пока не производим пилотируемые космические корабли.

Ещё одна возможность для страны — договориться, чтобы украинец полетел в составе экспедиции на Международную космическую станцию. МКС — это пилотируемая орбитальная станция, которая используется как многоцелевой исследовательский комплекс. В поддержании самого дорого объекта, когда-либо построенного человечеством, участвуют 15 стран: США, Россия, Япония, Канада и государства, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА).

Украина членом проекта МКС не является, поскольку стране не хватило бы денег, чтобы построить собственный модуль, на котором в космосе мы могли бы проводить эксперименты. За участие в МКС, например, Россия платит около $1 млрд, США — приблизительно $4 млрд. Чем больше модулей, тем выше цена.

"Даже если бы нам удалось договориться о том, что украинский космонавт полетит на МКС в составе экспедиции, Украине это бы обошлось минимум в $150 млн. Нам надо было бы обеспечить жизнь астронавта в космосе на три месяца. А это значит — запустить ещё один грузовой космический корабль, заполненный едой, водой и необходимыми вещами", — объясняет Кузнецов.

И всё же вклад в мировую космонавтику мы вносим. Хотя Украина не является частью проекта, все стыковки космических аппаратов, которые прилетают на МКС, совершаются при помощи украинских систем сближения "Курс". За последние 20 лет было изготовлено 138 комплектов такой аппаратуры, а ракета-носитель "Союз", доставляющая экипажи на МКС, оснащена системами управления, произведёнными в Украине.

Прямо сейчас над нами на расстоянии 404 км от Земли на скорости примерно 27 620 км/ч пролетают 6 космонавтов. На международном космическом корабле находится 2 россиянина, 3 американца и 1 японец. Они начали экспедицию в декабре 2017-го и закончат в конце февраля этого года. Ротация космонавтов на МКС происходит каждые несколько месяцев. Летят представители тех стран, чьи модули представлены на станции, и тех, которые инвестируют в МКС больше всего денег. Именно поэтому чаще всего на станции находятся космонавты из России, США и Японии.

В Космическом агентстве Украины констатируют: вряд ли украинцам предстоят в ближайшем будущем внеземные полёты. Стало быть, второго украинского космонавта мы увидим нескоро. В ведомстве говорят о более приземлённых задачах. В частности, в этом году хотят запустить спутник, с помощью которого можно прогнозировать урожайность, паводки, анализировать снегопокрытие территорий, предотвращать лесные пожары, а также в условиях боевых действий вести разведку из космоса. Однако выделенных 79 млн грн для этого явно недостаточно.

Выход есть

Для здоровых, амбициозных и романтически настроенных людей, желающих побывать на орбите, есть два пути. Первый — отправиться в космос в качестве туриста. Полёт на орбитальную станцию на неделю в 2011 году обошёлся американскому бизнесмену Деннису Тито в $35 млн. Сейчас частные компании выставляют цены на полёты от $200 тыс. Однако из-за дороговизны и сложности полёта на сегодня космическими туристами стали лишь восемь человек.

Второй путь — получить гражданство страны, которая отправляет "национальных космонавтов", и принять участие в конкурсе. Каждая "космическая" страна выдвигает свои условия участникам отбора, но в целом список требований схож. Если раньше набирали только военных лётчиков, то теперь космонавтом может стать инженер, биолог, медик или физик. Главное требование — успешная учёба и минимум три года профессиональной деятельности.

В Украине получить образование в космической сфере можно в столичном авиационном университете, в политехническом университете, авиационном институте в Харькове и Национальном университете в Днепре. Необходимо уметь хорошо плавать, иметь отличное здоровье и пройти пятилетнюю подготовку. Например, в США преимущество имеют люди с опытом работы в экстремальных экспедициях.

Опыт погружений с аквалангом тоже будет бонусом. В среднем до первого полёта у космонавтов, которые прошли все отборы, проходит около 10 лет. Конкуренция, как правило, зашкаливает. За право попасть в списки NASA в 2017 году соревновались 18 тыс. претендентов.

Билет в один конец

Вторым украинским космонавтом теоретически может стать Сергей Якимов. Он принял участие в проекте нидерландского предпринимателя Баса Лансдорпа Mars One и в 2015 году участвовал в отборе как один из 200 тыс. кандидатов на 100 "вакансий" потенциальных колонизаторов Марса. 30-летний украинец вошёл в сотню лучших.

Идея Mars One состоит в том, чтобы потом отобрать из этой сотни 24 человека, которые навсегда улетят на Марс и будут обу­страивать там свою жизнь в режиме онлайн-трансляции. В своё время Леонид Каденюк назвал полёты в один конец "смертью наполовину". Как оказалось, перспектива навсегда оставить Землю и стать колонизатором Красной планеты многих не пугает. В том числе Сергея.

Его и 99 других отобранных претендентов больше беспокоит то, что сегодня проект при­остановлен из-за проблем с финансированием. И хотя в СМИ постоянно появляется информация о продолжении кампании, в эксклюзивном комментарии Фокусу Сергей Якимов признаётся, что надежд на полёт становится всё меньше.

— Нам говорят: "Мы ищем деньги и место, где проводить финальный отбор. Возможно, это будет в Аравийской пустыне, где снимался фильм "Марсианин". Это всё, что мы знаем", — рассказывает он.

Чтобы не терять время зря и всё же исполнить свою мечту, Сергей год назад переехал в США по грин-карте. Через четыре года он планирует получить американское гражданство и податься на отбор NASA, чтобы войти в американский корпус космонавтов. Для этого парень готов ездить по самым сложным экспедициям мира и получать необходимые навыки.

В Украине он работал инженером в авиакосмической отрасли, так что определённый старт есть. По его подсчётам, к 44 годам он может получить возможность полететь в космос. В любом случае времени у него много. Истории известны случаи, когда в космос летали люди в возрасте 77 лет. На вопрос, хочет ли Сергей установить на одной из планет солнечной системы украинский флаг, парень честно отвечает, что вряд ли ему дадут такую возможность, ведь инвестировать в полёт будет не Украина. И паспорт к тому моменту у него тоже будет не украинский. "Я это воспринимаю как полёт от имени всего человечества", — говорит Якимов.

Многие специалисты весьма скептично относятся к идее колонизации Марса, считая, что это чистой воды популизм. "Во-первых, нет космического корабля, который бы обеспечил полёт на Марс продолжительностью в 7–8 месяцев. Во-вторых, какой смысл инвестировать в планету, которая старше Земли на 100–150 млн лет? Чтобы увидеть, какой будет Земля в будущем? Такой же пустынной, безатмосферной и неприспособленной для жизни? Вместо того, чтобы вкладывать в мёртвую планету, лучше уж создать нормальные условия на Земле", — возмущается Эдуард Кузнецов.

Эту точку зрения разделяет сооснователь проекта USPACE Андрей Музыченко. Он, кстати, даже полёт на Луну называет самым дорогим селфи в истории человечества. "Всё упирается в вопрос: зачем? Должно быть экономическое обоснование для полётов. Надо изобретать новые материалы, проводить тесты. Думаю, скоро полёты в космос значительно упростятся. Когда наступит время, на Земле очень быстро подготовят почву для колонизации Марса. А пока в этом нет необходимости", — говорит Музыченко.

Итог. Сегодня Украина не готова отправлять своих космонавтов на орбиту, однако она способна предлагать миру идеи. В прошлом году на международной конференции для учёных и конструкторов из 22 стран украинские исследователи предложили создать на Луне научно-промышленную базу, которая будет работать как стартовая площадка для полётов на другие планеты. Это поможет существенно уменьшить энергетические затраты, соответственно появится возможность сооружать корабли любой конфигурации.

Читайте также: Колонизации быть. Как Илон Маск собирается заселить Марс людьми
Для реализации этой идеи, как и других больших космических проектов, необходимо объединение научных, производственных и финансовых усилий. Представители 22 стран послушали, подумали, разъехались по домам и пока молчат.
 
06/11/2018: Голова ДКА Павло Дегтяренко відвідав Головний центр спеціального контролю Національного центру управління та випробувань космічних засобів

06/08/2018: Голова ДКА Павло Дегтяренко зустрівся з Президентом Національної академії наук України

06/07/2018: Круглий стіл молоді ракетно-космічної галузі «Сучасні можливості космічної України» - післямова

06/06/2018: Відбувся успішний пуск ракети-носія «Союз-ФГ»

06/01/2018: Колегія Державного космічного агентства України підвела підсумки діяльності підприємств галузі за І квартал 2018 року