Главная страницаПравительственный портал
 
УКР | ENG | РУС
 
 
 

Аерокосмічний портал України
Нацдержслужби України
Урядова телефонна лінія

Интервью Председателя Государственного космического агентства Украины Любомира Сабадоша агентству "Интерфакс-Украина"
 

ИФ-У: В ближайшие дни Вы будете находиться с рабочим визитом в США, где планируете продолжить переговоры о расширении украинско-американского сотрудничества в космической сфере. Согласно ранее озвученной в СМИ информации, речь будет идти, в том числе, о наращивании двусторонней технологической и производственной кооперации и создании СП в области ракетного двигателестроения, возможностях реализации новых совместных проектов на рынке космических услуг. Можно ли в общих чертах уточнить ожидания украинской стороны от этого визита: насколько оправданны наши надежды на выход на новый уровень двустороннего сотрудничества? Какие объективные факторы, на Ваш взгляд, будут играть решающую роль для налаживания эффективного партнерства, а какие могут стать его "тормозом"?

Л.C: – В рамках визита пройдет заседание двусторонней рабочей группы по сотрудничеству в космической сфере. Хочу подчеркнуть, что это первое заседание группы, и это результат, достигнутый по итогам прошлогодних встреч в Вашингтоне и Киеве. Группа создана для отработки вопросов расширения сотрудничества. В повестке первого заседания широкий круг вопросов. Во-первых, это углубление сотрудничества между предприятиями украинской ракетно-космической отрасли и американскими Orbital ATK и Boeing. Речь идет о расширении партнерства по программе РН Antares, а также о возможностях двусторонней кооперации по РН "Зенит", возможно в новой модернизированной версии. Наши предложения по РН "Зенит" заинтересовали американцев. Переговоры ведутся, есть потенциальный инвестор. Ранее многие компоненты для "Зенита" закупались у РФ, сегодня есть возможность перестроить кооперацию, учитывая, что генеральный разработчик РН "Зенит" находится в Украине.

В повестке обсуждения также кооперация в программе создания нового жидкостного ракетного двигателя для американской РН, который может быть использован на первой ступени нового варианта РН "Зенит". Уверен, что мы можем дать рынку качественное изделие в поставленные сроки, и что немаловажно – по наиболее выгодной цене. Сотрудничество по РН Antares стало нашим первым и самым простым шагом в двусторонней промкооперации, сегодня мы совместно ищем новые варианты сотрудничества.

Кроме того, планируется обсудить с американской стороной потенциал партнерства в сфере технологий по борьбе с т.н. космическим мусором. Сегодня это тема мировой повестки: нижний космос переполнен отходами космической деятельности, это в том числе, фрагменты спутников, ракет, которые создают многочисленные угрозы для работающих спутников. Эта проблема носит не только экологический, но и экономический характер: вывод космических средств на более высокие орбиты влечет все более существенные дополнительные расходы по организации пуска. На данном этапе это дискуссионная тема, в том числе и в Украине. Есть скептики борьбы с космическим мусором. Но я уверен, эта тема перспективная и Украина может стать лидером этого направления партнерства, и результат не заставит себя долго ждать.

ИФ-У: Разделяете ли Вы озвучиваемое сегодня, в том числе в корпоративной среде, мнение о революции на мировом рынке пусковых услуг в связи с технологическими и управленческими инновациями Илона Маска и его компании SpaceX? Как, на Ваш взгляд, повлияют идущие в космической отрасли США процессы по пересмотру походов, в том числе, к организации космической деятельности, на реализацию обсуждаемых планов сотрудничества? Затронет ли брошенный Илоном Маском вызов мировой космической отрасли, украинскую космическую отрасль?

Л.С.: Тема многоразового ракетоносителя, который планирует вывести на рынок Илон Маск, ведется мировыми разработчиками ракетно-космической техники уже в течение продолжительного периода времени. Многие страны идут в этом направлении. И в Украине, и в США, и в КНР, и в Индии, и в странах ЕС, разработчики оценивают экономическую целесообразность создания узкого сегмента РН с многоразовой первой ступенью. Возможно, это даст толчок новым идеям по созданию нового двигателя, нового топлива, и будет совсем другой вид ракеты.

Отмечу, что и РН "Зенит" задумывалась как многоразовая: рассматривалась возможность использовать парашютные системы для ее посадки с возможностью дальнейшего повторного использования.

Все же думаю, что об устойчивых результатах предложенных Илоном Маском решений сегодня говорить рано. У меня например, есть технические вопросы: каким образом вновь подтвердить надежность двигателя и всех топливных систем, прошедших испытания на критических нагрузках, и фактически отработавших свою функциональность. Что будет происходить с клапанами, мембранами, топливными магистралями? Безусловно, если SpaceХ отработает продвигаемую технологию, запуск будет дешевле.

ИФ-У: Ваша оценка хода реализации госпрограммы утилизации ТРТ МБР РС-20, реализуемой с участием США. Как известно, в ходе визита руководства Агентства по уменьшению угрозы Министерства обороны США (DTRA) в Украину в 2015 году американская сторона подтвердила планы по расширению финансового участия в проекте, сторонами подписана "дорожная карта" по программе. Между тем, украинский исполнитель программы - ГП "ПХЗ", озвучило информацию о приостановке с начала 2016 работ по проекту в связи со смещением американским интегрирующим подрядчиком URS сроков подписания договоров с подрядчиками проекта. Что или кто тормозит реализацию договоренностей по ускорению реализации проекта?

Л.С.: Ход сотрудничества по программе ТРТ МБР РС-20 также в повестке переговоров в США с нашими американскими партнерами. Вместе с тем, хочу отметить, что в ходе недавнего рабочего визита в Украину делегации DTRA во главе с директором управления агентства Элизабет Джордж мы обсудили накопившиеся вопросы по сотрудничеству и на сегодняшний день большая часть вопросов снята. Уверен, что ПХЗ способен завершить программу утилизации до 2018 года, согласно нашим с американской стороной соглашениям. Сегодня мы ожидаем обеспечения США договоренностей по финансированию.

ИФ-У: По общему мнению украинских и западных экспертов, серьезными рисками налаживания нового эффективного сотрудничества между Украиной и Западом рассматриваются, в том числе, медленное продвижение институциональных реформ и неэффективная борьба с коррупцией в Украине. Отвечают ли действительности публикации в СМИ относительно осложнений в украинско-американском сотрудничестве в космической сфере в связи с коррупцией в ГСЭКУ?

Л.С. – После аннексии Крыма и начала боевых действий на востоке страны было принято политическое решение прекратить сотрудничество с РФ. ГСЭКУ автоматически остановила лицензии фактически на весь экспорт нашей продукции и услуг в РФ.

Но мы объяснили ГСЭКУ ситуацию. А именно, что это не двусторонние контракты между Украиной и Россией, что это международная программа мирного космоса. И невыполнение условий контракта повлечет огромные штрафные санкции и репутационные риски для страны и программы.

На сегодняшний день поставки продукции в РФ в интересах международных программ мирного космоса нашими предприятиями продолжаются.

ИФ-У: По инициативе американской стороны 23-26 мая в Вашингтоне пройдет украинско-американский форум по оборонному сотрудничеству и закупкам, где будут обсуждаться новые возможности двустороннего ВТС. По имеющейся информации, в форуме примут участие и представители украинского ракетно-космического истеблишмента. Ваше видение потенциала этого сотрудничества в условиях разрыва традиционной кооперации с РФ в программах военного космоса, а также заявленной США вскоре после аннексии Крыма готовности способствовать компенсации разрыва украинско-российского ВТС?

Л.С.: Сразу оговорюсь, что проекты, которые ракетно-космическая отрасль Украины может реализовать в интересах сектора безопасности и обороны, по понятным причинам, не всегда публичны. В рамках участия наших специалистов в названном форуме в Вашингтоне планируется обсудить, в том числе, возможности доступа украинских предприятий к комплектующим классификации millitary: мы сделаем все возможное, чтобы изменить позицию наших партнеров по данному вопросу, с тем чтобы мы могли закупать их напрямую. Для нас это необходимо, т.к. разрыв ВТС с РФ носит двусторонний характер. Многие компоненты нужны нам для той же РН "Циклон", а также для новых перспективных легких РН, которые мы разрабатываем совместно с США и Польшей. Сегодня мы продвигаемся в этом направлении.

ИФ-У: Насколько, на Ваш взгляд, украинская ракетно-космическая отрасль готова на сегодняшний день к структурным реформам, технологическому обновлению и переходу на западные стандарты ведения бизнеса, которые называются потенциальными западными партнерами необходимым условием расширения сотрудничества и прихода в отрасль западных инвестиций ? Ваша оценка хода реформ в отрасли? Уточните общее видение этапов и сроков реформирования, источников финансирования реформ.

Л.С.: На мой взгляд, реформирование отрасли, в первую очередь, должно опираться на изменение подходов к оценке эффективности управления предприятиями и вопросам соблюдения госменеджментом финансовой и бюджетной дисциплины. Считаю, что неэффективное управление не должно быть поддержано никем и нигде. В нашей сфере критерий эффективности руководителя – это реализация проектов, другого критерия быть не может. Взяли обязательства по проекту, их необходимо выполнять. Сегодня этот вопрос мы ставим перед всеми руководителями наших предприятий. Согласен, что со сменой ситуации в стране возможны трудности. Эффективный менеджмент требует пересмотра рабочих планов, формирования новых, и тогда будет результат. Но там, где было допущено грубое нарушение гособязательств и требований поставленных правительством, никем не отмененных, и к тому же подкрепленных госфинансированием, будут делаться оргвыводы.

Бесспорно, структурная реформа отрасли необходима. В рамках законодательной инициативы органа исполнительной власти ГКАУ уже разработана и подана в правительство концепция реформирования, предусматривающая смену формы собственности наших предприятий. Мы предлагаем корпоратизацию предприятий, которые имеют в перспективе возможность привлечения инвестора не путем продажи имущества, а части акционерного капитала. Это даст возможность получения заказов и инвестиций, а также будет работать на сохранение технологического и производственного капитала. Особо хочу подчеркнуть, что реструктуризация - это не приватизация: мы не хотим допустить хаотичной распродажи предприятий космической отрасли, имеющих стратегическое для государства значение. Планируется, что корпоратизацию должны пройти все наши предприятия. Что касается неработающих и убыточных, такие как, например, харьковские "Завод электроаппаратуры", НИИ "Союз", то они должны быть проданы, а их долги погашены. Сейчас законопроект находится на согласовании в министерствах и ведомствах и уже осенью он может быть представлен в Верховной Раде. Механическая работа по реструктуризации, по нашим оценкам, займет от одного до полутора лет. И если нас поддержат депутаты, то с 2018 года у нас уже будет новая общенациональная космическая программа на основе новых принципов, и мы придем к ее выполнению с уже корпоратизированными предприятиями. Зарубежные инвесторы, которые захотят участвовать в реализации национальной космической программы Украины, смогут принять участие в переговорах, а в дальнейшем в приватизации акционерного капитала отраслевых государственных акционерных холдинговых компаний.

ИФ-У: Разрешен ли на сегодняшний день, получивший в том числе, международный публичный резонанс, очевидный конфликт интересов в связи со сменой ГКАУ руководителя одного из флагманов отрасли – ГП КБ "Южное" (Днепропетровск) ? Как известно, свои опасения относительно возможного осложнения международного сотрудничества Украины в космической сфере в связи с этим кадровым решением были озвучены в открытых обращениях к руководству страны профессиональными объединениями, украинскими и международными авторитетами, включая Международную академию астронавтики (IAA), а на сайте главы государства зарегистрирована петиция за отмену этого решения.

Л.С.: Вступив в должность главы ГКАУ летом 2015 года, я получил первое поручение от премьер-министра: обеспечить проведение проверки выполнения двух ключевых стратегических отраслевых проектов: создания РКК "Циклон-4" на космодроме Алкантара в Бразилии (проект задумывался как создание украинского космодрома-ИФ), а также создания первого национального спутника связи "Лыбидь". Проведенная проверка выявила де-факто проблему: "деньги потрачены, продукции нет". Вопрос: кто ответственный? В актах проверяющих органов есть четкие выводы. К сожалению, должные выводы по данному вопросу в полном объеме отраслевыми госуправленцами сделаны не были, - возможно не успели, а может и не захотели. В этой связи хотел бы акцентировать: флагманы должны демонстрировать не только решительность в борьбе за госсредства, но и в борьбе за результат и выполнение взятых контрактных обязательств. Сегодня уже 4 месяца, как на ГКБ "Южное" нет генконструктора-гендиректора Дегтярева. (На этапе подготовки интервью к публикации, 25 мая районный Красногвардейский районный суд Днепропетровска удовлетворил иск о восстановлении Александра Дегтярева в должности генконструктора-гендиректора КБЮ, ГКАУ намерено обжаловать решение суда первой инстанции в предусмотренном законом порядке –ИФ). Коллектив по-прежнему напряжен. Тем не менее, контракты выполняются, зарплата выплачивается. На должность нового гендиректора КБЮ назначен человек "не с улицы", а из отрасли. И у него будут все необходимые полномочия пересмотреть некоторые кадровые вопросы, решения в части "перешедших по наследству" инструментов: финансов, производственной программы, социальной сферы. Его основная задача - повысить эффективности работы КБЮ. Количество не всегда влияет на качество: 5 тыс. человек трудового коллектива работают, работают, работают, но у Украины сегодня, к сожалению, нет на орбите ни одного спутника.

Сейчас идет подготовка открытого кадрового конкурса на должность гендиректора КБЮ, учитывая стратегическое значение этого предприятия для экономики и для нацбезопасности государства. Проводит конкурс МЭРТ. Уже сформированы конкурсные требования и в ближайшее время конкурс будет проведен. Некоторая отсрочка, скорее всего, связана с новой процедурой проведения конкурса. Ранее кадровые конкурсы проводились в стенах ГКАУ. Я, кстати, тоже пришел на свою должность по результатам конкурса.

ИФ-У: В какой степени на Ваш взгляд, Украине удалось на сегодняшний день обеспечить диверсификацию и компенсацию разрыва традиционной технологической и промкооперации с РФ в космической сфере в связи с аннексией Крыма и военным конфликтом на Донбассе: согласно озвученным в начале года данным отчета экспертов МВФ о техпомощи в реформе управления госимуществом, потенциальные потери Украины от разрыва контрактов с РФ в космической сфере и ОПК оцениваются в 2 млрд грн в год. Как решается проблема формирования портфеля заказов ведущего украинского производителя ракетно-космической техники ГП "Южмаш" (Днепропетровск), наиболее остро ощутившего разрыв традиционной кооперации?

Л.С.: "Южмаш" формирует основу космической отрасли Украины, в его портфеле заказов основная продукция – это продукция по бюджетообразующим статьям, или техника спецназначения: ракеты, спутники, ракетные двигатели. В связи с известными событиями из традиционного портфеля заказов на сегодняшний день выпали РН "Зенит" и РН "Циклон". Также, в связи с нештатной ситуацией на пуске в 2014 году, был провал по заказам на РН Antares. Прошедший 2015-й год был лучше предыдущего, а 2016 год будет лучше 2015-го: мы многое сделали, и будем делать для РН Antares, готовится возобновление стартов, а значит и заказов.

На сегодняшний день портфель заказов ЮМЗ сформирован где-то на четверть от потребности. Разрыв кооперации с РФ можно будет компенсировать, но это не может произойти быстро. Нужно осуществить определенные шаги для диверсификации производства. К тому же на рынке пусковых услуг РФ делает все, чтобы ограничить наши пусковые возможности: демпингует по стоимости пусков РН "Протон". Но я уверен, что подобные методы не долговечны, поскольку дотация высокотехнологичных отраслей – это нерациональное дело.

ИФ-У: Остаются ли сегодня по-прежнему в повестке украинско-американского сотрудничества в космической сфере, реализуемые в прежние годы с участием РФ и "замороженные" на сегодня, имеющие хорошие рыночные перспективы проекты Sea Launch и РКК "Циклон-4"?

Л.С: Я уверен, что есть предпосылки к возвращению РН "Зенит" на рынок в том или ином виде, и пуск "Зенита" декабре 2015 года подтвердил надежность этой РН даже с критическими сроками хранения. Сегодня на территории США есть стартовая площадка для РН "Зенит" – плавучий космодром. Не нужно ничего строить, нужно довести его до стартового состояния и проводить запуски.

Что касается РКК "Циклон-4", то в повестке украинско-американского сотрудничества этот проект не стоит: пусковой рынок - это высококонкурентный рынок, вариант переноса стартовой площадки "Циклона" в США не нашел должной поддержки у зарубежных госструктур и инвесторов. Сегодня мы работаем над тем, чтобы Бразилия вернулась в проект. Мы надеемся, что новая политическая ситуация в Бразилии будет этому способствовать.

ИФ-У: Имеют ли на сегодняшний день перспективу практической реализации планы создания в Украине Национальной системы спутниковой связи (НСС) и запуска первого украинского спутника связи "Лыбидь", построенного в рамках международной кооперации с участием Канады и РФ по контракту c канадской MDA за счет привлеченных под госгарантии кредитных ресурсов Канадского EDS? Согласно ранее озвученным данным ГКАУ, в 2014-2015 гг., в новых политических обстоятельствах украинская сторона взяла на себя дополнительные обязательства и затраты по исключению политических рисков и обеспечила преодоление форс-мажора по контракту.

Л.С.: В мае в Киеве прошли очередные переговоры с канадской MDA о возможности завершения проекта и запуске "Лыбиди" в рамках имеющегося пускового окна в 2016 году.

Хочу напомнить, что в настоящее время спутник находится у изготовителя ОАО "ИСС им. Решетнева" в Красноярске (РФ), недостроенная РН "Зенит" для обеспечения пуска - на ЮМЗ. После аннексии Крыма мы утратили центр управления спутником и наземной станцией связи (подготовка наземной инфраструктуры станции управления спутником велась в Национальном центре управления и испытаний космических средств (НЦУИКС) в Евпатории-ИФ). Но, за 2014-2015 годы новое руководство "Укркосмоса" обеспечило преодоление форс-мажора (новый центр управления полетом космическим аппаратом создан в Киеве, командно-измерительный пункт- в Житомирской обл. –ИФ).

Ранее канадская сторона рассматривала возможность разрыва договора в одностороннем порядке, с учетом оценки текущих политических и технических рисков проекта. Но они услышали наши аргументы и сегодня готовы продолжать проект. Украина своевременно выполнила все свои финансовые обязательства по проекту, преодолела форс-мажор и не готова компенсировать единолично за счет своего бюджета выставленные $14 млн дополнительных затрат в связи с удорожанием проекта в новых условиях. Тем более, что большая часть выставленной суммы – $8 млн - это работы предприятий РФ. От проведения технической экспертизы проекта канадцы отказались. Но я надеюсь, что мы получим ответ от ГПУ, о том, какие и чьи просчеты не позволили обеспечить запуск спутника своевременно, в 2012 году.

Моя позиция однозначна: проект должен быть завершен выведением спутника на целевую орбиту с заданными координатами. Безусловно, технические и политические риски по проекту остаются. Сегодня канадский партнер изменил свою позицию и ведет переговоры с российской стороной по обеспечению гарантий пуска.

"Интерфакс-Украина", 27.05.2016.

 
11/26/2018: Колегія Державного космічного агентства України підвела підсумки діяльності підприємств галузі за 9 місяців 2018 року

11/21/2018: Відбувся успішний пуск ракети-носія «Вега»

11/19/2018: Відбувся успішний пуск ракети-носія «Антарес»