Головна сторінкаУрядовий портал
 
УКР | ENG | РУС
 
 
 

Аерокосмічний портал України
Нацдержслужби України
Урядова телефонна лінія

Двадцатилетие ракеты "Зенит"
 



    Станислав Конюхов,
    генеральный конструктор — генеральныйдиректор ГКБ «Южное» им. М. К. Янгеля,
    академик Национальной академии наук Украины

    Ровно двадцать лет назад громовой раскат в казахстанской степи возвестил о рождении новой ракеты-носителя, получившей название «Зенит» и впервые стартовавшей с площадки космодрома «Байконур» 13 апреля 1985 года. Благодаря этой ракете днепропетровские предприятия — КБ «Южное» и завод-изготовитель «Южмаш» вскоре успешно вышли на мировой космический рынок, а «Зенит» в итоге стал символом космической отрасли Украины.
    К началу его разработки конструкторское бюро «Южное» уже имело солидный опыт создания ракет-носителей, предназначенных для выведения на орбиту различных космических аппаратов народнохозяйственного и оборонного назначения. Это были ракеты легкого класса — «Космос», «Интеркосмос», «Циклон-2» и «Циклон-3». С их помощью запущены сотни искусственных спутников Земли, получивших общее название — серия «Космос», а также космические аппараты серии «Интеркосмос», созданные по программе международного сотрудничества.
    Технический облик этих ракет-носителей определялся основным направлением работ КБ «Южное» — созданием боевых ракетных комплексов. Поэтому и космические ракеты-носители разрабатывались в нашем конструкторском бюро на базе ранее созданных боевых ракет. Это обеспечило их высокую надежность, безопасность в эксплуатации и принесло значительный выигрыш в стоимости разработок. А использование принципов автоматизации, присущих боевым ракетным комплексам, позволило существенно усовершенствовать процесс предстартовой подготовки и пуска.
    В начале 70-х годов XX века в КБ «Южное» начались проектные работы по созданию ракеты-носителя среднего класса, которая бы выводила на околоземную орбиту космический аппарат массой до 12 тонн. А основанное в свое время Сергеем Королевым научно-производственное объединение «Энергия» в этот период прорабатывало возможности создания многоразовой космической системы (МКС) «Энергия— Буран», которая могла стать ответом на разработку в США ракетно-космической системы с многоразовым космическим кораблем «Спейс Шаттл».
    Сразу же стала понятна сложность такой задачи и ее высокая стоимость. В поисках оптимального решения генеральный конструктор НПО «Энергия» академик Валентин Глушко и генеральный конструктор КБ «Южное» академик Владимир Уткин предложили силами обоих предприятий создать ракету-носитель «Зенит» и МКС «Энергия— Буран» с применением общих технических решений. Например, в качестве первой ступени многоразовой космической системы было предложено использовать четыре блока первой ступени ракеты «Зенит», что дало возможность сократить сроки и уменьшить материальные затраты на разработку этих комплексов.
    В основе создания «Зенита» лежало использование самого мощного на то время в мире ракетного двигателя с тягой 740 тонно-сил, работающего на нетоксичных компонентах топлива «керосин — жидкий кислород». Он создавался под руководством академика Глушко в НПО «Энергомаш».
    Применение в качестве окислителя кислорода вызвало определенные трудности. Хотя еще в начале 50-х гг. Южный машиностроительный завод осуществлял серийное производство разработанных в конструкторском бюро Королева ракет, использовавших как окислитель жидкий кислород, опыт работы с ним был уже утрачен. Большую помощь в этом направлении КБ «Южное» и «Южмашзаводу» оказали специалисты куйбышевского завода «Прогресс». Были получены необходимые сведения, создана соответствующая экспериментальная база — и опыт работы с жидким кислородом пришел.
    А совместно с Куйбышевским металлургическим заводом в КБ «Южное» решили проблемы с выбором конструкционного материала, необходимого для топливных баков «Зенитов», и с созданием технологии его получения. В качестве такого материала решили использовать толстые плиты из нагартованного (усиленного) алюминиевого сплава, традиционно применявшегося «Южмашзаводом» в производстве ракет. А для сваривания элементов баков из него в Киеве в Институте электросварки имени Е. О.Патона Академии наук Украины было разработано уникальное оборудование для контактной и электронно-лучевой сварки.
    Ha Южном машиностроительном заводе для производства «Зенита» построили крупнейший комплекс сборочных цехов, оснащенных современным оборудованием. Также были созданы стенды для испытания узлов «Зенита», по своим габаритам значительно превосходивших аналогичные узлы ракет, изготовлявшихся здесь ранее.
    Всего же в создании ракетно-космического комплекса «Зенит» участвовали более 900 организаций и предприятий со всего Советского Союза. Так, находящееся в Москве КБТМ — Конструкторское бюро транспортного машиностроения — под руководством главного конструктора Всеволода Соловьева в тесном сотрудничестве с днепропетровскими специалистами КБ «Южное» создало наземный комплекс, обеспечивающий минимальное время и высокую автоматизацию всех процессов заправки ракеты компонентами топлива, ее предстартовой подготовки и пуска без присутствия обслуживающего персонала на стартовой площадке — так называемый безлюдный старт. Подобного уровня совершенства и доныне не имеет ни один ракетно-космический комплекс в мире.
    Высокие показатели точности выведения космических аппаратов на заданные орбиты обеспечила система управления, разработанная в Москве в Научно-производственном объединении автоматики и приборостроения, возглавляемом генеральным конструктором Николаем Пилюгиным, а затем — генеральным конструктором Владимиром Лапыгиным.
    Большую помощь создателям «Зенита» в решении многих теоретических и прикладных вопросов оказали ученые различных учреждений Академии наук Украины — киевляне из Института проблем материаловедения и Института проблем прочности, днепропетровцы из Института технической механики, специалисты других организаций.
    Совместными усилиями был разработан универсальный и экологически чистый космический ракетный комплекс, обладающий высокими энергетическими и эксплуатационными характеристиками, который, по всеобщему признанию, до сих пор остается непревзойденным.
    С момента первого пуска двухступенчатой ракеты «Зенит-2» (имевшей в конструкторской документации обозначение 11К77), который состоялся на 45-й площадке Байконура 13 апреля 1985 года, носителями этого типа были выведены на орбиту около 50 всевозможных космических аппаратов — как отечественных, так и зарубежных.
    Когда же со временем возник вопрос о создании «Морского старта», предназначенного для осуществления космических пусков в районе экватора — с плавучей стартовой платформы, в мире не было в этом международном проекте альтернативы «Зениту» в качестве ракеты-носителя. Это определялось таким ее преимуществом, как полная автоматизация предпусковых операций, а также оригинальной автоматической системой закрепления ракеты на пусковой установке, что позволило осуществлять запуск со стартовой платформы, качающейся на океанских волнах.
    Ракета для «Морского старта», модифицированная за счет использования — в дополнение к первой и второй ступеням носителя «Зенит», созданного у в КБ «Южное», — третьей ступени (разгонного блока, разработанного в НПО «Энергия» в России), получила название «Зенит-3SL»
    Напомню, что первый пуск с «Морского старта», представляющего собой образец творческого и технического сотрудничества специалистов четырех стран — США, Украины, России и Норвегии, был осуществлен 27 марта 1999 года, а 1 марта нынешнего года в рамках этого международного проекта с плавучей платформы в экваториальной зоне Тихого океана успешно проведен уже 15-й запуск «Зенита-3SL».
    ...В XXI век государственное КБ «Южное» вошло с уверенностью в хороших перспективах «Зенитов». Ведь, помимо продолжающихся работ по «Морскому старту», мы в настоящее время совместно с партнерами из США и России начали реализовывать проект «Наземный старт». Суть его — в модернизации существующего на космодроме «Байконур» пускового комплекса «Зенит» с целью обеспечения его широкого использования, в том числе и для запусков пилотируемых кораблей в интересах обслуживания международной космической станции, функционирующей на околоземной орбите.
 
12/05/2018: До 21-ї річниці польоту першого космонавта України Леоніда Каденюка

12/04/2018: Двадцять перша річниця польоту українського космонавта Леоніда Каденюка на космічному шаттлі «Колумбія» (19 листопада – 5 грудня 1997 року)

11/26/2018: Колегія Державного космічного агентства України підвела підсумки діяльності підприємств галузі за 9 місяців 2018 року

11/21/2018: Відбувся успішний пуск ракети-носія «Вега»

11/19/2018: Відбувся успішний пуск ракети-носія «Антарес»